НЕМНОГО ОБ ИСКУССТВЕ ВЛАДЕНИЯ КОПЬЕМ
Содзюцу - «искусство копья» — японское военное искусство владения копьём яри. Считается вторым по важности среди японских боевых искусств средневековья, следующее сразу за искусством владения мечом.
Копье играет важную роль в японской мифологии, где говорится, что японские острова появились когда с наконечника копья начали падать солёные капли. В качестве оружия первые прототипы копья были привезены из материковой Азии. Эти ранние версии не рассматривались в качестве подходящих для японцев, которые позже переработали их.
Копья яри был популярным оружием в течение феодального периода Японии. Оно было дешевле в производстве и требовало меньше подготовки, чем другое оружие. Использовалось отрядами асигару в сочетании с применением огнестрельного оружия. Пик популярности содзюцу было сразу после монгольского нашествия 13-го века, так как монголы сами использовали копейщиков в большом количестве.
Японцы в конечном счете модифицировали наконечники копья, что привело к рядя различных вариаций. Это позволило использовать копье как пешим воинам, так и верхом на лошади, делать не только прямые выпады, но и рубящие и режущие удары.
С начала эпохи Адзути - Момояма (1573-1603) копье становится излюбленным оружием все большего и большего числа военачальников и рядовых воинов. Теперь уже воинов, вооруженных копьями, многократно больше воинов, вооруженных алебардами нагината. В этот же период происходит окончательное оформления такой части армии как яри-асигару-гуми - отрядов копейщиков из числа низших самураев и крестьян, которые наряду с тэппо-асигару, вооруженными мушкетами, и юми-асигару, вооруженными луками, играют важнейшую роль на поле боя.
Искусство содзюцу в этот период поразительно развилось. Если в предыдущий период Сэнгоку школа Катори синто-рю была едва ли не единственной, где практиковалось искусство боя копьем, то теперь появляется целый ряд школ, специализирующихся на «искусстве копья» и опирающихся на замечательные находки и богатые разработки выдающихся мастеров. Некоторые историки даже приходят к выводу, что расцвет содзюцу можно считать главной особенностью этого периода в истории будзюцу.
Монах из обители Ходзоин, что в Нара, по имени Инъэй создает школу Ходзоин-рю, которая единственная специализировалась целиком на технике боя дзюмондзи камаяри - «крестообразным копьем с двумя серпами». Кроме Ходзоин-рю техника боя камаяри изучалась также в ряде ответвлений Синто-рю, в Нэн-рю и некоторых других школах, но там она были лишь одним из многих предметов и, причем, далеко не основным. Нужно отметить также, что и в более поздние времена не появилось такой школы применения камаяри, которая смогла стать вровень с Ходзоин-рю.
В этот же период мастера содзюцу разрабатывают новый вид копья - кагияри. «Кагияри» - значит «копье с ключом». Это копье имело длинный прямой наконечник с обмоткой у него для предотвращения стекания крови на древко и расположенной за нею перекладиной Г-образной или П-образной формы. Такие копья появились лишь в эпоху Адзути-Момояма, но уже с конца этой эпохи они стали быстро распространяться по всей Японии. И уже в первой четверти XVII в. появляются такие известные школы боя ка-гияри, как Утими-рю и Сафури-рю.
Одним из самых интересных копейных новшеств этого времени стало копье «копье с трубкой» кудая-ри. Это копье было снабжено трубкой-рукоятью с гардой, перемещая в которой древко можно было наносить быстрые и неожиданные уколы.
Честь изобретения этого специфического оружия приписывается сразу нескольким мастерам копейного боя. В «Краткой истории воинских искусств Японии» («Хонтё бугэй сёдэн») Хинацу Сигэтака сообщает, что уроженец северного края Осю Ито Киино ками Сукэтада «достиг утонченного искусства в обращении с копьем кудаяри», и что «в дэнсё об искусстве боя кудаяри говорится: «Ито изготовил «быстрое копье» хаяяри (то же, что кудаяри)». Свою школу он втайне назвал «Кэнко-рю» - «Школа укрепления сыновней почтительности»».
Копьё, на китайский манер, называют «князем и пронырой» из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох.
Но, если убрать у копья наконечник, будет шест, поэтому в техниках копья и шеста есть много общего. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту.
Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема, выполняемые один за другим в быстрой последовательности, создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов).
Изучение содзюцу проводятся с использованием деревянных моделей копья (яри), с мягким наконечником, через выполнение ката – форм, в которых зашифрованы боевые ситуации и наиболее эффективные способы реагирования на них. Так, например, школа Катори Синто рю имеет следующие формы ката содзюцу:
Своя маленькая революция в период Токугава (17-19вв.) произошла в искусстве содзюцу. Связана она была с распространением аймэн сиай - спортивных состязаний на копьях с использованием защитного снаряжения (железной маски и бамбуковых доспехов), которые наконец разрушили железные занавесы, отделявшие многочисленные школы содзюцу друг от друга. Однако в середине эпохи Эдо это защитное снаряжение крайне редко применялось при учебных поединках или во время состязаний. Встречалось и немало учителей, запрещавших пользоваться доспехами из опасения разрушения основ и утраты духа старинных школ. Но в конце эпохи Эдо поединки на учебных копьях в защитном снаряжении получили самое широкое распространение, завоевав признание в качестве кратчайшего пути к мастерству.
В отличие от практики ката, различавшихся в разных школах, схватки в доспехах на учебных копьях имели «демократический характер», так как в них могли сходиться представители разных школ. Соответственно в кратчайшие сроки широкое распространение получили соревнования между разными школами содзюцу, а также практика странствий по княжествам с целью проверки и совершенствования собственного мастерства. Победители соревнований по копейному бою становились наставниками. Под их крыло стекались самураи со всей страны.
Влияние соревнований на представления о методах обучения копейному искусству было исключительно велико. Неслучайно в кобусё - специальном военно-учебном заведении сёгуната, открытом для подготовки воинов к отражению возможной агрессии Западных держав, ката для обучения искусствам боя мечом и копьем почти не использовались, и тренировка почти всецело заключалась в учебных спаррингах.
Сегодня содзюцу, как правило, только один компонент учебного плана в общеобразовательных традиционных (корю) школах. Например, школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю включает содзюцу в свою программу школьного обучения, а другой очень хорошо известной школой содзюцу является Ходзоин-рю.